«Автохлам» и борьба с ним: грузовики выйдут на пенсию | Новости компании ТрансСервисТорг

Грузоперевозки по трассе М-11

узнать подробнее

«Автохлам» и борьба с ним: грузовики выйдут на пенсию

«Автохлам» и борьба с ним: грузовики выйдут на пенсию

   От заместителя министра внутренних дел Виктора Кирьянова поступило предложение запретить эксплуатацию автобусов и грузовиков старше 10–15 лет. Данное предложение общественность приняла в штыки. Владимир Путин лично поддержал эту инициативу, и поручил профильным ведомствам «проработать этот вопрос».

   Профильные ведомства в лице Министерства промышленности и торговли, поразмыслив, умерили пыл В. Кирьянова и подняли возрастной ценз для автобусов и грузовиков до 20–25-ти лет, что наиболее ближе к реальности, ведь любой водитель и владелец транспорта знает, что 13-летний грузовик иностранного производства даст фору новому отечественному и по комфорту и по безопасности. Но в последнее время у нас в стране приветствуется иностранный опыт и зачастую законодательные инициативы предлагаются и принимаются в погоне за иностранным опытом, не принимая во внимание особенности российской действительности.

С положительными намерениями…

   На первый взгляд, предложение об ограничении возраста изношенного транспорта имеет благие намерения. Речь идет о заботе и о безопасности на дорогах, так скажем, о борьбе с «автохламом», есть и экологические плюсы, и снижение затрат на обслуживание, ремонт и поиск запчастей. Но если проанализировать работу транспортных компаний или водителей-частников, то можно сделать вывод, что зачастую приобретение нового грузового транспорта, пусть даже и российского, им просто не по силам.

   Что касается нашего автопрома, то транспортные компании всегда стремятся приобрести подержанную иномарку, нежели новый отечественный грузовик или автобус, но, как не странно, соотношение «цена — комфорт — качество» почти всегда складывается в пользу техники западного производства. По статистике Минпромторга около 50-ти % всего парка грузовиков в России старше 15-ти лет, таким образом, введение нового закона может привести к обвалу всей транспортной системы: региональные грузоперевозки попросту остановятся.

   По статистике в России ситуация с возрастом грузовых автомобилей и автобусов следующая: автомобилей старше 5-ти лет подавляющее большинство (82 %) и эта цифра будет увеличиваться, с автобусами дело обстоит примерно также — 72 % всего автопарка старше 5 лет, однако автомобилей старше 15-лет всего лишь 14 %.

   Надо отметить, что вопрос об ограничении возраста грузовиков, находящихся в эксплуатации, поднимался уже не раз. Еще 2009 году в Минпромторге заговорили об ограничении эксплуатации легковых автомобилей возрастом свыше 25-ти лет и грузовиков старше 20-ти лет с 2012 года, автобусов возрастом свыше 15-ти лет — с 2011 года, но дальше разговоров дело не пошло, но инициатива осталась. Президент Владимир Путин распорядился выделить регионам 3,5 млрд рублей на обновление автобусного автопарка, но только на более экологичные модели, которые работают на газу. Что касается компаний-грузоперевозчиков, то, согласно задумке, они будут закупать новые автомобили за свой счет, причем полностью.

На перепутье двух дорог...

   По словам заместителя министра промышленности и торговли Алексея Рахманова, сроки вывода старого транспорта пока определять рано, потому как нет четкого механизма контроля за исполнением запрета, отсутствуют стимулы для обновления автопарка. Поэтому, каким образом будет вводиться запрет, пока не ясно.

   Теоретически, возраст техники должен контролироваться техосмотром, но тут возникает противоречие: ГИБДД талоны не проверяет, так как техосмотр отменен. Представитель РБК в Минтрансе РФ все же считает, что возраст транспортных средств можно контролировать при прохождении Технического осмотра, а на дорогах общего пользования — сотрудниками ГИБДД. Но что будут делать с нарушителями — пока не ясно. «О мерах воздействия можно будет говорить только после принятия самого запрета на эксплуатацию старых авто», — говорит он.

   В любом случае, автопроизводители получат выгоду, но им предстоит потрудиться, чтобы удовлетворить спрос на новую технику, который непременно возрастет. Но в Минтрансе настроены на положительный результат. При этом вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО) может сыграть на руку перевозчикам, ведь одним из условий вступления является снижение пошлин на импортную автотехнику.

А везде ли у нас дорога молодым?

   Необходимо заметить, что готовящаяся в недрах министерств инициатива, не лишена здравого смысла: потому как борьба с устаревшей техникой ведется сейчас везде, начиная с автомобилей и заканчивая самолетами. Другое дело, что заменить «незаконную» технику в российской промышленности пока что нечем. Например, взять сферу грузоперевозок, то, по мнению экспертов, у нас нет отечественных конкурентоспособных магистральных тягачей и грузовиков средней и большой грузоподъемности. «Надежда только на «Газель», — с горечью констатирует представитель грузовой компании.

   Можно сделать вывод, что очень много времени необходимо, пока продукция отечественной машиностроительной отрасли по уровню безопасности, качества и комфорта сравнится с западной техникой. А пока необходимо предугадать все возможные негативные последствия принятия нового закона, и конечно же учесть пожелания участников авторынка, проведя опрос. Иначе, как это бывает, подтвердится бессмертное выражение Виктора Черномырдина: «Хотели как лучше, а получилось как всегда». Но, все таки будем надеяться, что его слова окажутся здесь неуместны.

Оформить заявку